Параллельная программа мероприятий
«Страсти Христовы в классическом и современном искусстве»: лекция искусствоведа Александры Першеевой

17 апреля 2024
18:00–19:30

Адрес:
Выставочный зал МГК им. П. И. Чайковского
Большая Никитская, 13; Этаж 3

На протяжении столетий художники обращались к циклу Страстей Христовых не только как к неоценимому источнику религиозного знания, но и как к источнику надежды. Божественное и человеческое оказались как никогда близко в тот день, когда Спаситель взошел на крест. Какие чувства вызывает этот образ, какие размышления?

На лекции Александра рассказала о том, как по-разному могут изображаться Страсти Христовы в зависимости от исторического контекста и творческого поиска художников разных поколений. На византийских иконах муки Христа показывают с утонченно элегическим чувством, в средневековой Германии — с суровым натурализмом, а в эпоху Барокко — с театральной патетикой... Как возможны столь контрастные трактовки каноничного сюжета? А дальше изменения были еще более заметны. Эмоциональность, возвышенность, трансцендентальность, которые были присущи классическим произведениям, казалось, потеряли свою опору перед лицом нового тысячелетия, когда художники уже говорят другим языком, но все еще обращаются к вечным темам.
Лектор:
Александра Першеева

Доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, кандидат искусствоведения, специалист по истории и теории экранных искусств, автор книги «Видеоарт. Монтаж зрителя», лауреат премии С. Курехина, соавтор подкаста «Полиэкран» о современной визуальной культуре. Член ассоциации художественных критиков AICA-Russia.

Модератор:
Майкл Арутюнян

Куратор-исследователь, культурный антрополог, куратор выставочного проекта.

Несмотря на то, что название события всеобъемлюще, Александра выбрала очень меткую стратегию. Во-первых, рассказ о библейских сюжетах, проявленных в обширном корпусе визуального искусства, начался с современного искусства, включив религиозные поиски Билла Виолы, травму как реакцию на войну Отто Дикса, психологичность Георга Базелица, эксплицитные телесные и порой жуткие мистерии венских акционистов (комментируюшие эффекты войны и вооруженных конфликтов) и, что самое главное, философию концентрации, веры и стойкости Андрея Тарковского, с которого и началась лекция. Его кинематографическим художественным приемам в фильмах «Сталкер» и «Андрей Рублев» уделялось много внимания. Александра обратила внимание на то, что вера в лучшее, надежда и жажда жизни всегда симптоматична, а апокалипсис — не такое уж и страшное событие. Это тот рубеж, который суждено пройти через мрак, через грязь и страх. И этому дают ответ художники. Задача — превозмочь сомнения, хтонические бури и встающие на пути препятствия. Многие художники обращаются к опыту войн, к ужасам XX века, к вечным вопросам жизни и смерти. Продвигаясь вглубь истории, из современности в раннее средневековье, Александра показала на самых разных примерах то, как именно художники работали с библейскими сюжетами, как они позиционировали себя, какие иносказательные модели они возводили. Как они созерцали себя, себя в вере и веру в себе? Как они осмысляли визуальные элементы мистического видения? Лекция завершилась на Тарковском и наследии Андрея Рублева. Выставка тем самым приобрела еще большую глубину и многомерность благодаря лекции.
Фото: Майкл Арутюнян

Кураторская экскурсия по выставке

20 апреля 2024
16:00–17:00

Адрес:
Выставочный зал МГК им. П. И. Чайковского
Большая Никитская, 13; Этаж 3
Персональный проект «По следам страстей» современного художника Михаила Рогова посвящена изучению значимого не только в христианской религии, но и в глобальной культуре евангелического сюжета Страстей Христовых. Художественный взгляд направлен на переосмысление цикла с позиций Орудий Страстей, которые опосредовали жизнь Христа на пути к его Воскресению. Насыщенное исследование возможностей предметов упорядочивать жизнь человека и даже управлять его намерениями дает возможность зафиксировать следы и отпечатки Страстей; вступить в диалог об опосредованном артефактами пути к своеобразным трансформациям .

Провел экскурсию по выставке куратор Майкл Арутюнян. На ней зрители познакомились со смыслами и идеями проекта, с историей создания художественных произведений и также в коллективном диалоге попытались определить саму хронологию и отдельные сюжеты Страстей Христовых в экспозиции. Последовательно декодировав скрытую символику и пластику в обширном корпусе работ от графических холстов до пространственных инсталляций, куратор предложил поразмышлять об актуальности цикла Страстей Христовых в современных художественных и культурных процессах, а также в психологии межличностных отношений.

«Предметный мир: „археология“ вещей и вещественность в практиках современных художников»: круглый стол с современными художниками

24 апреля 2024
18:00 — 19:30

Адрес:
Выставочный зал МГК им. П. И. Чайковского
Большая Никитская, 13; Этаж 3
На круглом столе представители современной московской художественной сцены поговорили о предметах как главных источниках производства смыслов и построения отношений в искусстве. Коснувшись вопросов пространства, памяти, истории, времени и философии, участники дискуссии поразмышляли об ауре предметов, об эмоциональном воздействии тех или иных объектов, с которыми им предстояло работать, а также об «археологическом» подходе к вещам. Какими метафорами и символами наделяют художники объекты? В какие формы облекаются предметы: в инсталляции, в видеоарт, в перформанс или сохраняют свою единоличность в виде реди-мейда? В какой степени происходит сосуществование человека и неживых агентов? В каких ситуациях неживые предметы активируются и «управляют» человеком либо же сотрудничают с ним? Основываясь на личном опыте, авторских проектах и технологиях, художники ответили на вопрос о том, как сейчас в современном искусстве можно работать в медиа объектного искусства и что вещь как таковая означает для каждого участника диалога.
Спикер:
Дарья Климась

Художница, иллюстратор и клинический психолог. Окончила МГУ, кандидат психологических наук. Изучала книжную иллюстрацию и дизайн в Института бизнеса и дизайна, закончила магистратуру по курсу «Архитектура через офорт» под кураторством А. Бродского в ММУ. Постоянный участник мастерских, московских и международных выставках. Является членом Московского Союза Художников, секции «Эстамп».

Спикер:
Михаил Рогов

Художник-график. Выпускник МГАХИ им. В. И. Сурикова. Обучается в ИПСИ им. И. Бакштейна. Медалист и стажер творческих мастерских РАХ. Один из основателей офортной мастерской «FERRUM PRINTLAB». Работает в медиа печатной графики (офорт, шелкография, литография) и объектного искусства. Основные направления творчества: аллегории, притчи, культурные, исторические коды и следы.

Спикер:
Даниил Пирогов

Художник и архитектор. В современное искусство пришел из архитектурной практики. Резидент IX сезона Открытых студий ЦСИ «Винзавод», выпускник программы «Архитекторы.рф» (Strelka Institute, 2021), магистр архитектуры (ННГАСУ, 2021). Участник ряда арт-резиденций. Основные медиумы, в которых работает художник: скульптура, инсталляция, графика, ленд-арт. Исследует ритуалы, мифологии, понятие «неуместного» артефакта, тему темпоральности и кочевничества.

Спикер:
Александра Тен

Художник, резидент галереи Shift. Выпускница Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Дизайн и современное искусство». Обучалась в Школе Фотографии и Мультимедиа им. А. Родченко. Основные медиумы: видео, графика и объекты. Затрагивает темы идентичности, памяти, социальных конструктов и лиминальности. Проекты созданы при поддержке фонда «СФЕРА», ГМИИ им. А. С. Пушкина и находятся в коллекции МАММ.

Модератор:
Майкл
Арутюнян

Куратор-исследователь, культурный антрополог, куратор выставочного проекта.

Тема круглого стола родилась на основе идеи Орудий Страстей, тех предметов, которыми были опосредованы отношения Христа и окружавших его акторов в последнюю неделю его земного существования. За особенностями и ролями этих предметов наблюдает Михаил на выставке. Участники обсуждения же расширили угол обзора и взглянули на концепцию вещественности и материальности совместно с современными художниками.

Спикеры поговорили о том, как и почему современные художники обращаются к материальному миру вещей и артефактов, какими смыслами и функциями художники наделяют объекты для своих проектов. Как протекает процесс символизации и саркализации вещей, когда происходит переход от категории «предмет» к категории «артефакт» или даже «поделка».

Участники дискуссии постарались, основываясь на комплексном опыте, вывести «формулы» работы с объектами. Конечно, поставить диагноз каждому художнику выглядело бы чересчур категорично, однако можно просто тезисно или в виде облака тегов прописать позиции художников.

Для Дарьи Климась характерно очень спонтанное и ситуативное знакомство с вещью. Она рамирует повседневность и изымает из разных, порой неочевидных, контекстов предметы, которым есть, что ей рассказать. Вещи психологичны, у них есть аура и внутренний голос. И Дарья, художник и психолог, работает с голосами объектов, триггерами и следами взаимодействий.

Даниил Пирогов подходит к работе с объектами с позиции «вольного» и свободного от всяких условностей антрополога и археолога. Совершая многочисленные экспедиции, исследуя почвы, раскапывая находки, сохранившиеся в культурном слое, художник сакрализирует объекты, придумывает синтетические мифы (или же отталкивается от реальных), деконструирует артефакты как результаты раскопок, и исследует их дихотомичность: «уместность-неуместность» артефактов для тех или иных эпох, для тех или иных пространств и обстоятельств.

Михаил Рогов работает со следами и отпечатками, производит тщательные эксперименты с материалами и техниками, применяет печатные методы и философию печатных техник — с одной стороны, с другой стороны он отталкивается от моментально рожденного образа или от прочитанного текста. Для Михаила миф, притча, текст, аллегория так же, как и у Даниила, один из отправных пунктов. И Михаилу важно показать то, какие следы оставляют за собой вещи, артефакты, как художник средствами искусства пытается их сохранить, музеефицировать, препарировать и передавать времени.

Александра Тен очень точно отметила свой подход: предметы для нее — это не просто окружающие вещи. Но также и тело, если мы говорим о ее перформативных практиках, и экраны, с которыми она взаимодействует, создавая moving image проекты. Происходит интересная интермедиальность, смешение форм и ощутимых образов в пространстве ее высказывания. С другой стороны, конечно, она время от времени собирает предметы, создает из них интересные констелляции. Например, в ее инсталляции «Баллада о капитале» (2023), которая была создана в рамках выставки «ЭКСПЕДИЦИЯ_01. НИГДЕЙНАЯ ЗКМЛЯ», художница собрала «портрет» нового русского, которому необходимо находиться в воронке новых возможностей. Тщательный отбор объектов для работы важен, так как в итоге, казалось бы, разрозненные элементы сложились в такой «портрет во флаконе».

Завершился круглый стол небольшим блиц-опросом с художниками и мыслями о будущих взаимодействия с объектами. Пришли к очевидному выводу. После нас вещи, конечно же, непременно останутся. Пустят корни и впечатаются в землю... Станут артефактами памяти о нас для будущих исследователей, художников, кураторов, антропологов и археологов.
Фото: Лизавета Фадеева

Экскурсия художника и Artist-talk

27 апреля 2024
15:00–17:30

Расписание:
Авторская экскурсия: 15:00-15:40
Перерыв 10 минут
Artist-talk: 15:50-17:00

Адрес:
Выставочный зал МГК им. П. И. Чайковского
Большая Никитская, 13; Этаж 3
На авторской экскурсии Михаил Рогов рассказал о зарождении персонального проекта, об исследовательском интересе к циклу Страстей Христовых и его тотальной символике, которую он переосмыслил на выставке. Художник представил произведения и рассказал о выбранных медиумах, формах и технологиях, которыми он пользовался при создании проекта.

В рамках Artist-talk’а Михаил поделился о своем творчестве, темах и вопросах, которые изучает в художественной практике. Зрители познакомились с ключевыми проектами художника и попробовали ответить на вопрос: «В чем проявляется литературность в искусстве художника?»
Фото: Майкл Арутюнян
Фото: Валерия Бельская

«Страсти Христовы и Memory Studies: параллели и различия в парадигме культурных исследований»: круглый стол с искусствоведами, культурологами и антропологами

1 мая 2024
18:00–19:30

Адрес:
Выставочный зал МГК им. П. И. Чайковского
Большая Никитская, 13; Этаж 3
Дискуссия была построена вокруг возможностей интерпретации Страстей Христовых с точки зрения актуальных исследовательских подходов Memory Studies (исследования памяти), Trauma Studies (исследования травмы), Performance Studies (перформативные исследования), современного искусствоведения и иных актуальных культурологических траекторий. Оперевшись на идейную рамку выставки, цикл Страстей, участники обсудили возникающий спектр тем: мемориальные триггеры, память вещей и их воздействие на человека, постпамять, современный российский перформанс и христологические отсылки в нем, скорбь и проблему включения/исключения равно как и не-/обоснованной виктимизации. Можно ли применить разнообразные теоретические концепции и подходы в области культурных исследований, когда мы воспринимаем Страсти Христовы и их иконографию как пространство междисциплинарной полемики?
Спикер:
Арина Горностаева (Савинова)

Культуролог, магистрантка ФГН НИУ ВШЭ. Cтажёр-исследователь международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога (МЛРИД) в НИУ ВШЭ Исследовательница советского кинематографа и культурной памяти об СССР. Область интересов: советский кинематограф, советская культура, история кино, гендерные исследования, культурная память, политика памяти.

Спикер:
Вера
Замыслова

Искусствовед, аспирантка НИУ ВШЭ. Исследовательница акционизма и современных перформативных практик. Автор публикаций по современному искусству Участница круглых стол и дискуссионных панелей. Область интересов: теория и философия современного искусства, тема смерти в современном искусстве, Performance Studies, российский акционизм, институциональная критика, инклюзия в российских музеях.

Спикер:
Святослав Костенко

Стажер-исследователь ИГИТИ им. А. В. Полетаева, НИУ ВШЭ. Культурный антрополог, полевой исследователь. Автор публицистических и научных публикаций об особенностях конструирования исторических нарративов. Области интересов: региональное историческое воображение, множественность представлений о «наследии», вопросы не-академического гуманитарного знания.

Спикер:
Валерия Косякова

Кандидат культурологии, доцент РГГУ, старший научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени, преподаватель НИУ ВШЭ, автор книг о визуальной культуре. Область интересов: визуальные исследования, иконология.

Спикер:
Евгения Петроковская

Культуролог, культурный антрополог. Занимается исследованиями памяти молодого поколения еврейского сообщества о Холокосте, советских репрессиях и Второй мировой войне. Участник полевых антропологических и архивных экспедиций, выездных школ и конференций. Автор и редактор Telegram-канала «на память». Область интересов: историческая политика, античная археология.

Модератор:
Майкл
Арутюнян

Куратор-исследователь, культурный антрополог, куратор выставочного проекта.

Фото: Даниил Параничев
Начала круглый стол культурный антрополог Евгения Петроковская с доклада «Память пост». Она рассказала про сакрализируемые артефакты как триггеры или костыли памяти, эмоционализированную память, ее транснациональность, унифицированность предметов в рамке религиозной памяти. А также мы поговорили о пост-памяти как механизме передачи памяти от определенном событии от поколения очевидцев к поколению, которое не видело событие, но чувствует, что пережило его.
Подхватил вводную часть круглого стола и диалог о базовых положениях Memory Studies Святослав Костенко докладом «Из чего состоит „культурная память“, кто ее конструирует и что нам об этом говорит Страсти Христовы?». Коснулись институциональной рамки, поговорили о связке память-история-миф, об агентах памяти в конструировании вещей и нарративов, а также о роли акторов современного искусства как агентах в передаче «знания» (опосредованного множеством факторов) о библейском цикле.
Вера Замыслова в докладе «Христологическая тема в современном перфомансе» предложила погрузиться в визуальный и художественный контекст, посмотрев на то, как Страсти Христовы живут в современном перфомансе. Посмотрели на яркие кейсы (перфомансы «Ленин в тебе и во мне» Юрия Шабельникова и Юрия Фесенко 1998 года, «Памяти Бедной Лизы» группы "Фабрика найденных одежд 1996 года и другие работы) и поразмышляли о том, насколько все же библейские сюжеты и иконография растворены в нашей повседневности, как метафоры, аллюзии и символы проявляются в разных продуктах культуры.
О культурной травме и кинематографе поговорила Арина Горностаева (Савинова) в докладе «Кино о Страстях Христовых как работа с культурной травмой». Арина подискутировала о том, что такое культурная травма и как эта ветка Memory Studies вписывается кинематограф. Начав с теоретической рамки, спикерка перешла к культовому фильму «Страсти Христовы» Мела Гибсона — примеру визуального произведения с насыщенной телесностью и заряженной эмоциональностью, что противопоставляется православному осмыслению библейской истории. С доклада Арины мы перешли в сторону диалога о телесности, о человеке и боге, о знаках страстей на теле, о том, какого идейного канона придерживается католическая церковь, а какого — православная. Дискуссия совместно со зрителями набрала обороты и усложнилась, стало интересно наблюдать за развитием).
Валерия Косякова завершила круглый стол очень метким и мощным докладом «Знаки Страстей», посмотрев на Страсти Христовы и теорию образа через понятие кенозиса (самоуничижение, умоление) и прохождения пути к мортальности и далее к возрождению. Также в поле диалога включались реплики про эстетизацию мортального и даже про эротизацию образов Страстей в иконографии в продолжение реплик про телесность.
Диалог был насыщенным, очень вдохновляющим и воодушевляющим. Зрители активно включались в живое обсуждение и делились своими собственными мыслями, замечаниями и примерами. Одна слушательница поделилась примером из современного театра и того, как в нем изображается жестокий крестный ход, смерть Христа и иные новозаветные сюжеты. И, конечно же, не могли не коснуться про время, про священность времени, религиозную обратимость истории, про Эсхатологию, про апокалипсис как точку конца и следующего начала, трансформации. Произошла реальная деконструкция Страстей Христовых.
Все фото выше: Даниил Параничев

Экскурсия с художником и куратором по выставке в рамках финисажа

5 мая 2024
13:00–17:00

Адрес:
Выставочный зал МГК им. П. И. Чайковского
Большая Никитская, 13; Этаж 3
На экскурсии в рамках финисажа проекта художник рассказал о произведениях, истории их создания и скрытой символике, а куратор провел по экспозиции и пригласил совершить путешествие «по следам страстей», попутно погрузив зрителей в парадигму «Материального поворота», власти повседневных вещей, взаимосвязанности живых и неживых акторов...
«По следам страстей»
Выставочный зал МГК им. П. И. Чайковского
15.04.2024–05.05.2024
С 13:00 до 17:00

Михаил Рогов
Художник

Майкл Арутюнян
Куратор проекта
Кобец Наталья Владиленовна
Координатор выставки и финансовый директор МГК им. П. И. Чайковского

Ирина Горькова
Начальник отдела по информационной политике и СМИ

Александра Першеева
иерей Анатолий Эдельберг
Консультанты

Ольга Богачева
Смотритель
м. «Арбатская», «Охотный ряд», «Библиотека им. Ленина»
Большая Никитская улица, д. 13
Выставочный зал, 3 этаж (Малый зал)
www.mosconsv.ru

Задать вопрос:
michaelwarhol0@gmail.com (Майкл Арутюнян)


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website