Страсти Христовы (из праслав. *strastь «страдание» < *strad- «страдать»), согласно Евангелиям, — ряд событий, которые физически и духовно травмировали Иисуса Христа в последние дни и часы его земной жизни (Ассоциация творческих мастерских «Галеон» б.д.; Юровская 2023; Wikipedia б.д.). В христианской религии верующие вспоминают этот цикл перед Пасхой, в Страстную неделю — в течение этой Седмицы (недели) готовятся празднества.
Считается, что бОльшая часть самих Страстей завязывается сразу же после Тайной вечери, когда и совершается Иудой заговор против Христа, производится арест, суд, жестокое бичевание и насилие, казнь и распятие на кресте в качестве кульминационного пикового момента. Новый цикл начинается с погребения и последующего Воскресения.
Ганс Мемлинг. Сцены из картины «Страсти Христовы», 1470
Холст, масло
©Wikipedia
Орудия Страстей (лат. Arma Christi) — атрибуты или инструменты, которые участвовали в развертывании Страстей Христовых и были главными посредниками в деяниях действующих лиц (Сегеда 2019; Wikipedia б.д.). В основном Орудия причиняли Христу вред и боль на подступах к Воскешению, но также служили церемониальными предметами в религиозных ритуалах. Ряд Орудий непосредственно касался Христа во время его мученичества, сохранив «следы» или «отпечатки» его тела (например, гвозди, которые использовались в распятии, или плащаница, в которую было завернуто его мертвое тело в гробу). Другие же Орудия по Евангелиям апостолов оттеняли описанные процессы или активизировали действия людей, будь это миски с миром, чаши, руки, фонари и так далее.
«Христос в темнице с Орудиями Страстей»
Икона, начало XIX века
@Wikipedia
Самыми первыми раскопками христианских святынь занималась в 326 году нашей эры Елена Равноапостольная, мать римского императора Константина I (Wikipedia б.д.; Сегеда 2020). С целью распространения Христианства она разворачивала большие экспедициционные кампании в Иерусалим и прилегающие территории. По словам христианских хронистов, Елена обрела почти половину реликвий: Гроб Господень, Животворящий Крест, четыре гвоздя, титло INRI и т.д. Эти святыни затем были распространены по христианскому миру в виде частичек или в форме мощей. Впрочем, историки и богословы все еще стремятся объяснить реальность этих атрибутов, переосмыслить нарратив Евангелий и вписать знание в историю и культуру. Эти предметы являются как религиозными святынями, так и знаками, метафорическими образами. Орудия встроились в калейдоскоп смыслов, посмотрев в который, можно поразмышлять о неуловимости, травме и исцелении.
Гегель писал об идее объектификации в том смысле, что человек в стремлении понять себя и ощутить мир вокруг себя, формирует объект, который и продолжает его самого во времени и пространстве; проецирует его волю, внутренние ощущения вовне через осязаемый материал (Круткин 2017:142; Miller 1987). Эту идею выражения и высвобождения чувственности можно также увидеть в понятии «эстезис», который буквально обозначает способность к чувственному восприятию и сам процесс чувственного понимания мира посредством разных ощущений от визуального и тактильного до слухового и вкусового. А сама форма высвобождения и воссоздания чувственного опыта заключена в идее «ре-экзистенции» колумбийского художника и теоретика искусства Адольфо Альбана-Акинте (Тлостанова 2013). Ре-экзистенция — это пере-проживание и дешифровка эмоций, памяти, звуков, образов. Это, по словам художника Михаила Рогова и автора проекта «По следам страстей», — рас-следование и переоткрытие материальности в Страстях Христовых.
Михаил Рогов. Эскизы к графическим листам. Эстамп
@Михаил Рогов
В художественной традиции исторически сложилось, что Страсти обязательно включались в дидактическую функцию Церкви и ведали историю о Христе народу. Сюжеты Страстей становились популярными в контексте больших циклов и отдельных форм, в которых художники не только писали «поучительную» историю, но и по-своему интерпретировали цикл, создавали ту богатую иконографию Страстей, с которой мы знакомимся в книгах по истории искусства, в музеях, в телепередачах, лекциях и даже в популярной культуре (Wikipedia б.д.; Музеи Московского Кремля 2020; Минутная история 2018).
Эпизоды Страстей укрепляются на художественной сцене в IV-V веках. Мастера могли посвящать свои картины отобранным эпизодам, делая евангелические тексты самоценными; или же в одной картине сублимировалось сразу несколько сцен, и создавалась «летопись». В таких сублимированных полотнах можно было отчетливо проследить за хронологией и сопровождать Христа в его нелегком пути. Несмотря на то, что многие художники следовали строгому канону, отдельные мастера осовременивали Страстной цикл и, например, помещали все действо в Иерусалиме в современный городской контекст. Таким образом, художники описывали сюжет с точки зрения опыта их собственной эпохи.
Одними из западноевропейских живописцев-первопроходцев, кто проиллюстрировал Страсти, были Джотто и Дуччо, которые в ренессансной манере сконструировали уникальный опыт погружения в изображаемый контекст ранними наметками перспективы и тональности. Альбрехт Дюрер посвятил Страстям большие опусы гравюр: «Большие Страсти», «Малые Страсти», «Страсти на меди». Продолжали иконографическую традицию именитые мастера живописи, такие, как Кранах, Эль Греко, Брейгель, Босх, Тициан, Рубенс, Караваджо и другие — каждый в своей манере и творческой программе, но по исторически укрепившемуся канону и принципам. В российской живописи можно упомянуть В. Перова, Н. Н. Ге, А. Е. Егорова, И. Глазунова и других (Сад творческих идей 2017). В скульптуре Страсти Христовы также активно цитировались и интерпретировались художниками, которые обогащали ценный визуальный и эстетический корпус мирового искусства.
Страдания Христа и его близких были довольно актуальны для художников Средних Веков, эпохи Возрождения, Нового времени, поэтому многие, как уже было сказано, переносили сюжеты в знакомые им ландшафты, усиливая риторическую силу убеждения об исцелении и возрождении через глубокую травму, скорбь и меланхолию, а также рефлексировали об эсхатологии в христианстве.
Караваджо. «Поцелуй Иуды», ок. 1602
Холст, масло
©Wikipedia
Если в Западном искусстве Страсти носили эмоциональный, чувственный характер, с выраженными мотивами страдания и вечной печали, то в русской православной иконописи, фреске или мозаике визуальная программа Страстей превозносила величие Христа, пусть и в травматических состояниях (Wikipedia б.д.; Музеи Московского Кремля 2020). Доминантные элементы в иконах — Распятие и Воскресение, вокруг которого размещались последовательно или немного вразброс (что обусловлено внутренними концептуальными запросами иконописца) остальные сцены цикла. Иконы Страстной седмицы декоративно оформлялись в виде разных геометрических форм, в частности круга или овала. Эти иконы обрамлялись разнообразными резными рамами в возвышенном барочном тоне.
©Wikipedia
Иконография Страстей Христовых была органично подхвачена современными художниками конца XIX века и в XX-XXI веках. Завершение XIX века ознаменовало постепенный отход от академизма и подражания в сторону экспериментов с материалами и формами. Художники-импрессионисты, постимпрессионисты, сюрреалисты, видео-артисты и др. намеренно гиперболизировали, иногда деконструировали, черты, усиливали оттенки и создавали довольно экспрессивное впечатление. Уход от канона означал для поколений художников-экспериментаторов полную свободу в действиях и чувственную выразительность в визуальном восприятии Страстей.
Поль Гоген. «Желтый Христос», 1889
Холст, масло
©Wikipedia
Винсент Ван Гог. «Пьета», 1889
Холст, масло
©vangoghmuseum
Евангелические сюжеты Страстей Христовых впоследствии растворились в современном, актуальном искусстве равно как и в современной (популярной) культуре. Эпизоды Страстей почти не совмещаются художниками в одну работу или проект, а представляют собой отдельные сущности — отдельные высказывания на разнообразные экзистенциальные проблемы. Несение Креста, Распятие, Пьета занимают одни из центральных позиций в цитатах и оммажах художников, тогда как многие другие эпизоды чаще всего остаются вне особого внимания, хотя присутствуют в недрах информационного поля. Возможно, это объясняется тем, что эти сцены несут в себе печать невообразимого эмоционального пика и печали, горечи, которую междисциплинарные художники брали в оборот, решая поставленные концептуальные задачи, выдвигая манифесты и предлагая ответы на запутанные проблемы современности.
Так, Сальвадор Дали в 1950-х и 1960-х годах был увлечен образом креста и эпизодом его несения Христом. Работая в печатной графике, живописи, скульптуре, художник изучал стадийность этого действия и разрешал культурные и эсхатологические коды, переопределяя этот образ.
Сальвадор Дали. «Он вышел, неся свой собственный крест», 1967
Литография, плотная тряпичная бумага
©artsy.net
Художник Фрэнсис Бэкон обращался к распятию, выходя на темы насильственной смерти. Этот иконографический сюжет для него — основа, отталкиваясь от которой можно раскрыть свои внутренные чувства и обратить внимание на самые потаенные тайны, отвечая на вопросы демонического поведения в обществе и жизненных установок (Morel 2015; Spector n.d.; Tate n.d.; Wikipedia n.d.). Цветовой код в картинах Бэкона очень контрастный, яркий, телесный, насыщенный, даже немного кислотный. А вдохновляется он не только самим распятием как точкой начала своих работ, но и находит визуальную рифму в образе скотобойн с убитыми животными, пущенными на мясо, и со свисающими трупами. В подобных пространствах в том числе проявляются человеческая жестокость и пагубность.
Фрэнсис Бэкон. «Распятие», 1933
Холст, масло
©artsy.net
Фрэнсис Бэкон. «Три этюда к фигурам у подножия Распятия», 1944
Триптих, дерево, масло
©tate.org
Фрэнсис Бэкон. «Три этюда к Распятию», 1962
Триптих, масло, песок
©guggenheim.org
Фрэнсис Бэкон. «Распятие», 1965
Триптих, холст, масло
©francis-bacon.com
Художник Фрэнсис Бэкон обращался к образу Распятия, выходя на темы насильственной смерти. Этот иконографический сюжет для него — основа, отталкиваясь от которой можно раскрыть свои внутренные чувства и обратить внимание на самые потаенные тайны, отвечая на вопросы демонического поведения в обществе и жизненных установок (Morel 2015; Spector n.d.; Tate n.d.; Wikipedia n.d.). Цветовой код в картинах Бэкона очень контрастный, яркий, телесный, насыщенный, даже немного кислотный. А вдохновляется он не только самим Распятием как точкой начала своих работ, но и находит визуальную рифму в образе скотобойн с убитыми животными, пущенными на мясо и со свисающими трупами. В подобных пространствах в том числе проявляются человеческая жестокость и пагубность.
Билл Виола. «Появление», 2002
Видео, 11’49”
©ArtWay
В 2020 году современный хорватский художник Матко Антолчич представил персональный проект "ARMA CHRISTI", в рамках которого были экспонированы серии в печатной и классической графике, живопись, ассамбляжи, инсталляции и отдельные объекты (Ćorić, 2020). В художественной практике Марко исследует религиозные и сакральный мотивы, проблему индивидуальной памяти и коллективной памяти жителей его родного города Чазма.
Проект тематизирует не только религиозные сюжеты из Священного Писания и других трудов, но и обращается к сакральному наследию своего города и объединяет это знание в серии ассамбляжей в трехмерном и двумерном пространствах: на бумаге и в объеме, наследуя ранние авангардные практики. Инновативность художника состоит в том, как его собственная оригинальная оптика, подпитанная эмоциями и личным отношением, описывает традиционные библейские и евангелические сюжеты. Он дает дань классическому канону, но в то же самое время предлагает посмотреть на знакомые, провоцирующие воображение, сюжеты свежим взглядом, а также позволяет погрузиться в размышления о вере и творческом потенциале каждого человека.
Матко Антолчич. "ARMA CHRISTI", 2020
Вид экспозиции
©matko-antolcic.from.hr.
/ Ассоциация творческих мастерских «Галеон». Страсти Христовы.
http://www.baget1.ru/The-Passion-of-the-Christ/The-Passion-of-the-Christ.php
/ Гофман, И. (2004). Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Институт социологи РАН, Институт Фонда «Общественное мнение».
/ Калинина, Г., & Тикунова, С. (2016). Концепт «Культурный ландшафт»: философско-культурологическая экспликация. Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право, №17(238), вып.37, с.105-110.
/ Минутная история. (2018, 3 апреля). Как художники изображали Страсти Христовы и Распятие? [Видео]. YouTube.
https://www.youtube.com/watch?v=dK3J2GuMoys.
/ Музеи московского Кремля. (2020, 17 апреля). Страсти Христовы в искусстве. [Видео]. YouTube.
https://www.youtube.com/watch?v=bTKQzBki7_8&t=11s.
/ Рагулина, М. (2014) Культурный ландшафт в новой культурной географии. Современные проблемы науки и образования. Вып. № 6.
/ Савостьянова, М. (б.д.). Билл Виола (Bill Viola) в Соборе Святого Павла. Interior+Design. https://www.interior.ru/art/1002-bill-viola-bill-viola-v-sobore-svyatogo-pavla.html.
/ Сад творческих идей. (2017, 5 апреля). Страсти Христовы. Нетленные полотна великих мастеров. Ярмарка мастеров.
https://www.livemaster.ru/topic/2328953-strasti-hristovy-netlennye-polotna-velikih-masterov.
/ Сегеда, А. (2019, 5 августа). Орудия Страстей Господних: копье Лонгина, Грааль, плащаница, сударь и другие. Елицы Медиа.
/ Сегеда, А. (2020, 22 октября). Орудия страстей Христовых. Что стало с главными святынями христианского мира? Яндекс. Дзен.
https://dzen.ru/a/X472DzEmmVoLK1OW.
/ Тлостанова, М. (2013). Эстетика vs Эстезис: телесная политика ощущения, знания и бытия. Художественный журнал, №92.
https://moscowartmagazine.com/issue/6/article/48.
/ Юровская, З. (2023, 6 февраля). Страсти Христовы. Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/c/strasti-khristovy-e9b9a6.
/ Ćorić, F. (2020). Arma Christi. Matko Antolčić.
https://matko-antolcic.from.hr/en/arma-christi-engleski/.
/ Graeber, D. (2001). Toward an Anthropological Theory of Value: The False Coin of Our Own Dreams. Chapter 5 “Wampum and Social Creativity among the Iroquois” (pp. 117-150). New York: Palgrave.
/ Hall, M. (2016, October 6). Mary by Bill Viola. Diocese of London. https://www.london.anglican.org/articles/mary-bill-viola/.
/ Jones, E. V. (2018, September 2). Easter - Emergence by Bill Viola. ArtWay. https://artway.eu/content.php?id=2680&lang=en&action=show.
/ Mauss, M. (2002). The Gift: Forms and Function of Exchange in Primitive Societies. London: Routledge and Keagan Poul.
/ Miller D. (1987). Material Culture and Mass Consumption. Basil Blackwell: Oxford.
/ Morel, T. (2015, April 3). Slaughterhouses and the smell of death: Francis Bacon’s vision of the Crucifixion. The Guardian.
https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/apr/03/francis-bacon-crucifixion-rembrandt-titian-cano.
/ St.Paul’s Cathedral. (n.d.). Martyrs and Mary by Bill Viola.
https://www.stpauls.co.uk/martyrs-and-mary-by-bill-viola.
/ Spector, N. (n.d.). Francis Bacon. Three Studies for a Crucifixion. Guggenheim.
https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/apr/03/francis-bacon-crucifixion-rembrandt-titian-cano.
/ Tate. (n. d.). Francis Bacon. Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion. 1944.
/ Tate. (n. d.). Bill Viola. Mary. 2016.
https://www.tate.org.uk/art/artworks/viola-mary-t15747.
/ Wikipedia. Страсти Христовы.
/ Wikipedia. Елена Равноапостольная.
/ Wikipedia. Crucifixion (1933).